Отправляем малыша в школу
Кажется, еще вчера он был несмышленышем, а уже сегодня — первоклассник!
В первые школьные дни ребенок выглядит совершенно счастливым: еще бы, ведь именно сейчас «по-настоящему» реализовалась одна из самых главных потребностей детства — быть взрослым. Причем в очень серьезной деятельности — учебе. Однако спустя пару недель энтузиазм испаряется…
И это нормально. Ведь начало систематического образования — трудный для ребенка момент, так как новая социальная ситуация требует от него много сил и энергии. А как же иначе? Жизнь малыша меняется коренным образом: он должен проводить за партой около четырех часов в день, приходится отказаться от некоторых развлечений.
Первоклассник должен стать самостоятельным, ответственным, принуждать себя к преодолению усталости и скуки… Поэтому период адаптации к школе, обычно длящийся один-два месяца, не у всех протекает гладко: бывает, ребенок испытывает настоящий стресс, из-за чего страдает аппетит, сон, успеваемость, ухудшается настроение и состояние здоровья.
Поэтому главная задача родителей — помочь ребенку на этом важном этапе. Однако оказать реальную поддержку мы можем только, достаточно зная об особенностях физического и психического развития наших подросших малышей.
Особенности перестройки
«Второе детство», «мостик» между детством и отрочеством — так называют физиологи возрастной этап шести-семи лет. Это узловой момент, когда жизненные условия ребенка меняются, нагрузки увеличиваются, а организм — перестраивается. Причем и физически, и в психически. Поэтому термин «переходность» (что подразумевает некоторую неустойчивость) применим не только к подросткам, но и к младшим школьникам.
Каковы же особенности процесса перестройки?
Физическое развитие
— Различия в весе, росте, окружности грудной клетки, пропорциях тела у мальчиков и девочек младшего школьного возраста незначительны. В этот период они растут мало (от 120 до 137 см), а вот вес тела увеличивается заметнее: в среднем 2,5 кг в год.
— Продолжается окостенение скелета, поэтому неправильная поза за партой, односторонняя нагрузка (ношение портфеля в одной руке) могут привести к сутулости и искривлению позвоночника.
— Суставной и связочный аппараты рук укрепляются, что позволяет ребенку выполнять более сложную работу, улучшается координация движений, растет мышечная сила. При этом совершенствуются двигательные навыки: естественные движения, бег, ходьба, прыжки. Но процесс этот неравномерен — мышцы рук, обеспечивающие точные координированные движения пальцев, нередко развиты слабо, что создает трудности при письме.
— Созревание нервной системы обеспечивает сосредоточенность ребенка на конкретном виде деятельности, но только в течение 10−15 минут.
— Сформированная речь, память, познавательная активность, волевые качества — вот параметры, по которым определяется готовность ребенка к школе.
— У «созревшего» первоклассника уже появились пять-шесть коренных зубов, он различает правую и левую руку (это важно для обучения письму). Левой рукой может достать до правого уха и наоборот (признак дозревания нервной системы и развития координации).
Психическое развитие
— С одной стороны, наблюдается личностная зрелость, готовность к обучению: как правило, ребенок в ответ на вопрос «Зачем ты идешь в школу?», отвечает правильно: «Чтобы учиться, дружить, узнавать интересное».
Восприятие и мышление становятся более реалистичными, освобождаются от эмоционального «засилья»: «ядро» жизни пятилетки — личные интересы, а к шести-семи годам дети уже соотносят свои потребности с желаниями окружающих.
С другой стороны, может наблюдаться раздражительность, повышенная утомляемость, неровность в поведении, немотивированные вспышки агрессии, обидчивость.
— Степень социального развития может быть очень разной: дети, посещавшие детский сад, обычно владеют определенными навыками общения и дисциплины, а вот тем, кто воспитывался дома и мало общался со сверстниками, привыкать к школьным требованиям труднее.
На успешность формирования психических новообразований у ребенка особое влияние оказывают семья, сверстники, учителя, особенности обучения и воспитания, степень активности ребенка в работе над собой, а также такие «прозаические» вещи, как правильный режим дня, достаточный уровень физической нагрузки, рациональное питание.
Родительская помощь
— Поддерживайте стремление учиться, узнавать новое — например, встречая ребенка после уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» Возможно, малыш сначала ответит: «Ничего». Но потом вспомнит эпизод урока или прочитанное в учебнике, забавную сценку, случившуюся на переменке. Все это формирует положительное отношение к учебе и школе в целом.
— Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, уважайте его индивидуальность. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша не будет получаться сразу что-то, даже элементарное. Высказывания типа: «Ну, сколько раз можно повторять? Что ты за неумеха?» — вызовут только обиду и раздражения (уже с обеих сторон).
— Будьте последовательны в своих требованиях: например, если вы хотите воспитать в ребенке самостоятельность, не спешите предлагать ему помощь при малейшей неудаче. Но это не значит, что стоит оставлять без внимания успехи малыша, даже самые незначительные.
— Поменьше ругайте. На самом деле, «двойки» и грязь в тетрадях — это такие мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ребенок может потерять веру в себя.
Питание
Маленькому ученику каждый день требуется очень много энергии. А ведь ребенок еще и растет. Поэтому…
Необходимо правильно питаться.
— Рацион должен быть сбалансированным, а приемы пищи — регулярными. Для легкого завтрака обязательны: каша, йогурт, бутерброд с сыром.
— Как правило, в школе предусмотрен обед, но как до него «дожить» энергичному первоклашке? Без перекусов не обойтись. А они должны быть полезными. Отменяются чипсы, снеки, сладкая газировка (они питательны, но вредны для желудка, портят зубы, а также бедны витаминами).
Специалисты в области детского питания считают, что большинство маленьких школьников испытывают недостаток витаминов (В1, В2, А, С) и микроэлементов (особенно кальция, так необходимого для нормального роста и развития ребенка).
Режим и спорт
Правильно организованный день — очень просто и действенно. Нередко смысл режима родители видят лишь в том, чтобы ребенок «не терял времени попусту». Но дело не в этом. Точная фиксированность времени любого из «режимных моментов» (еда, игра, сон, занятия) создает у ребенка внутреннюю подготовленность именно к этой деятельности.
Желательно, чтобы концентрированность на каких-то интеллектуальных заданиях чередовалась с подвижными играми. Поменьше компьютера, телевизора, дополнительных умственных нагрузок (скажем, не стоит отправлять ребенка в музыкальную школу одновременно с началом обучения в школе).
Родители должны понять, что физические упражнения — это не просто желательное, а необходимое звено в жизни первоклассника: двигательная активность улучшает работу внутренних органов, укрепляет сердце, развивает внимание и память, формирует настойчивость и дисциплинированность. А начать можно с самой обыкновенной утренней зарядки — регулярно и конечно же вместе с папой и мамой.