Чем занять годовалого ребенка или кризис одного года

58073244f5c472e79c9a4af5e7d85114Спокойный младенец превратился в упрямца и непоседу? Стоит вам на секунду выйти из комнаты, как он все переворачивает вверх дном, а все ваши просьбы и требования выполняет с точностью «до наоборот»? С такой проблемой сталкиваетесь не только вы.  Очень многие родители говорят о том, что после года их ребенок сильно изменился.
В возрастной психологии начало второго года жизни считается кризисным. В это время происходит смена ведущей деятельности.

Для младенца самым важным условием полноценного развития был тесный эмоциональный контакт с близкими. Но с года до трех лет основной «работой» малыша становится предметная деятельность.

То есть изучение окружающих его предметов любыми доступными способами: на глаз, на ощупь, на зуб.

От взрослых в это время требуется максимум выдержки. Родителям нужно помнить: желание крошки схватить, дернуть, засунуть в рот все, что попадает в поле его зрения, -  не избалованность, а важный фактор развития.

Дайте малышу возможность изучать окружающий мир
Представьте себе гостиную, где все полки и столы уставлены фарфоровыми статуэтками, хрустальными вазочками, фотографиями в рамках.

Какое искушение для маленького экспериментатора, снедаемого безудержным желанием все потрогать и разобрать на части! Самое разумное — это убрать все хрупкие, бьющиеся, а также опасные предметы подальше.

Пусть у малыша будет как можно больше вещей, которыми он сможет играть. Тогда легче будет наложить «табу» на несколько по настоящему опасных зон (например, на телевизор, мусорное ведро, электрическую розетку).

Запреты необходимы

Малыш становится все более самостоятельным, растет его желание испытать свои силы и познать окружающий мир. Постепенно формируется самосознание ребенка, он заявляет о своих собственных желаниях, зачастую игнорируя наши просьбы, требования и запреты.  В этом возрасте очень важно установить в жизни ребенка определенные правила, в которых бы ясно и четко говорилось, что можно делать, а что нет.

Такие ограничения

•    уберегут ребенка от опасностей,
•    помогут ему лучше разбираться в окружающем мире,
•    облегчат общение с собственной семьей и с другими людьми,
•    придадут уверенность.

Зная их, малыш сможет предвидеть что произойдет, и таким образом контролировать и себя, и ситуацию вокруг.

Отсутствие запретов так же плохо, как и их излишество
Если вы позволяете своему ребенку делать все, что ему вздумается, то малыш чувствует себя потерянным и никому не нужным. Он не может понять закономерностей того, что происходит вокруг, и, в следствие этого, растет неуверенным в себе и зависимым.

Слишком много запретов — тоже нехорошо. Дети должны открывать для себя окружающий мир, узнавать что-то новое. Они любопытны от рождения: им надо все трогать, брать, выяснять, как устроены вещи. Ребенок, которого окружают одни запреты («Не бери это», «Не заходи сюда», «Не делай этого»...), считает, что все, что он делает, плохо, и чувствует себя виноватым и испуганным.

Он все равно будет стремиться к познанию, но начнет делать это тайком, учась лицемерить и обманывать. Кроме того, излишние ограничения могут замедлить развитие, помешать малышу методом проб и ошибок приобретать знания и опыт.

Концентрация  внимания

Малыши в этом возрасте не могут долго заниматься одним делом. Поэтому их легко отвлечь, переключить внимание на другой вид деятельности. Это свойство можно использовать, чтобы без особых потерь выходить из трудных ситуаций.

Малыш обрывает листочки с вашей любимой фиалки? Тренируется в нажимании кнопочек телевизора? Решил, что обои — лучшее место для его художеств? Вы можете сколько угодно сидеть на диване и кричать: «Нельзя!». Этим вы добьетесь лишь одного: нивелируете в глазах ребенка значение этого слова.

А вот подойдите и скажите: «Этого делать нельзя». И тут же добавьте:  «Посмотри, как играют во дворе собачки!» или «Как быстро наша  машинка поехала в гараж!» или  «Куда спрятался наш папа? Идем его искать!».

Это нас, скучных  взрослых, ничем не удивить. А малыша интересует все на свете.  Переключив его внимание, вы  избежали скандала, добились своего, не унизили чувства ребенка и пообщались с ним немного.

Самостоятельность

«Сям!» — говорит годовалый малышь, забираясь руками в картофельное пюре. «Сям, сям!» — требует он, когда мама пытается одеть ему ботинки. «Сям, с-я-ам!», — рыдает, безуспешно пытаясь достать мячик из-под кровати.

«В таких случаях я просто жду, когда он сам сделает то, что хочет, или убедится, что это ему не по силам. Я поняла: не стоит и пытаться доказать ему, что он еще слишком мал для такой  работы. Кроме слез и скандала я ничего не добьюсь», — рассказывает его мама.

Стремление  познавать мир приходит одновременно с первыми сделанными крохой шагами, и это не случайное совпадение.

Способность стоять и передвигаться самостоятельно дает ребенку совершенно новое ощущение своей независимости и силы. У малыша обнаруживается собственное мнение, желание все делать самому.

Малыш пробует свои силы, изучает границы своих возможностей.
Родители должны сдерживать стремление помочь ему, и в то же время обязаны контролировать ситуацию. Психологи советуют мамам и папам: как только ребенок в состоянии что-то сделать сам — перестаньте делать это за него.

Но в реальной жизни далеко не всегда удается следовать этому совету. Спешка, нетерпеливость взрослых сводят на нет инициативу малыша. Его желание быть самостоятельным проходит,  затем мама жалуется, что ребенок в 4 года не хочет самостоятельно ни есть, ни одеваться, ни играть.

Возьмите за правило терпеливо дожидаться, пока малыш сам оденется, вымоет руки или съест кашу, если только у вас есть такая возможность. А в ситуации, когда время ограничено, лучше сразу взять инициативу в свои руки.

Отвлеките ребенка, объясните, куда и зачем вы спешите. Хуже всего, если вы сначала уступили инициативу малышу, а потом начали нервничать, злиться,  упрекать его, и, наконец, сделали все сами. В итоге вы не только лишили кроху полезной практики, но и подорвали веру в свои силы, в способность справиться с трудной задачей.

Потребность в ласке

Малыш подрос, но все же он еще очень маленький и не меньше младенца нуждается в любви и нежности, в  физическом контакте с мамой, папой, другими близкими людьми. Чаще хвалите ребенка даже за самое мелкое достижение, целуйте, берите на руки.

Особенно необходимо материнское тепло непоседливым, непослушным, даже агрессивным детям. Обычно такое их поведение — результат недостаточного внимания со стороны взрослых, неуверенности в себе. А ничто не создаст надежный «тыл» лучше, чем материнская любовь.

Несколько советов для родителей

•    Позаботьтесь о безопасности квартиры, в которой растет маленький исследователь.
•    Не запрещайте ему слишком много. Определите, какими вещами малыш может играть без особого ущерба или опасности для себя.  Кастрюльки и миски часто оказываются более привлекательными игрушками, чем куклы и кубики.
•    Не разрешайте малышу сегодня делать то, что запрещали вчера. Если хотите, чтобы ребенок выполнял установленные вами правила, вы сами должны им следовать.
•    Не  говорите «нет», когда у вас на лице написано «да». Любое слово должно быть подкреплено соответствующей интонацией и жестами.
•    Важно, чтобы папа и мама не расходились во мнениях по поводу того, что можно делать, а что нет. Не обсуждайте ваше отношение к различным запретам в присутствии ребенка, иначе он очень быстро научится лавировать между вами.
•    Не прибегайте к телесным наказаниям. Применение силы воспринимается ребенком как злоупотребление властью, которую нужно обмануть всеми возможными способами.
•    Нельзя прибегать и к психологическому давлению. Никогда не говорите своему нашалившему карапузу: «Я тебя больше не люблю».
•    Делайте замечание спокойно, но твердо. Старайтесь переключить внимание ребенка на другое, более безопасное  занятие.
•    Поощряйте самостоятельность ребенка. Придумывайте занятия, в которых он смог бы проявить свою инициативу.

Полезные занятия для малыша

Просмотров: 7,836

Оставить комментарий или два